Переход на Болонскую систему высшего образования в 2017 году

Наверное, каждый из нас в своё время слышал о том, что в ближайшем будущем России наконец-таки начнёт использовать Болонскую систему образования за основу для разработки собственных процессов обучения. Осталось лишь поговорить, что всё это обозначает, и каким боком к описываемой проблеме РФ.

Главные сведения

Болонская система – единое учебное пространство для многих европейских стран. Моментом её основания считается 1998 год, тогда как инициаторами проекта выступили итальянский, французский, немецкий и британский министры образования. На их поддержку выступили чиновники из других государств и уже в 1999 году в системе европейского ВО появилось 29 стран, решивших подписаться под декларацией о Болонской системе. В дальнейшем к указанному процессу обучения начали присоединяться и другие державы, объединяясь тем самым в одном общем «котле». На данный момент участниками БСО являются уже 45 стран и этот процесс продолжает расширяться.

Благодаря внедрению единого пространства для обучения, существующие педагогические наработки обзавелись возможностью использовать всё то лучшее, что сумели за многие годы накопить их партнёры.

1. Преподавательскую, профессорскую и управленческую подвижность.

2. Студенческую мобильность (в случае необходимости).

3. Укрепление студенческих связей между разными европейскими ВУЗами.

Всё это благотворно влияет на саму систему целиком, делая Европу более привлекательной, с точки зрения мирового образования.

Цели, факторы и причины появления Болонской системы

Выяснить в чём именно кроется необходимость описываемого процесса, какова его суть работы и прочие факторы, можно с помощью главных целей.

1. Построение кардинально новой образовательной зоны указанного континента, как направления будущего развития гражданской мобильности. Всё это соединяется с реальной возможностью хорошего трудоустройства после окончания ВУЗа.

2. Обеспечение правильной конкуренции высших учебных заведений Европы и других образовательных систем касательно студентов, денег и влияния на общественность.

3. Рост роли ВУЗов в развитии общих ценностей для разных культур, среди которых учебные заведения выступают в качестве главного носителя сознания той или иной страны.

4. Стабилизация и совершенствование научного, интеллектуального и других видов человеческого потенциала.

5. Повышение качественной составляющей всего процесса обучения.

6. Стремление сделать более универсальной всю систему европейского ВО.

7. Повышение престижности европейской системы образования относительно остальных мировых держав.

Существует также ряд факторов, являющийся началом необходимости в создании единого европейского учебного пространства.

1. Глобализация мировой экономики, требующая изменить нынешние подходы к самому образованию.

2. Необходимость модернизировать существующий образовательный процесс, выводя его тем самым из состояния стабильного застоя.Это нужно для организации существенного противовеса нынешним школам из Австралии, Канады, США или Юго-Восточной Азии.

Осталось лишь добавить, что болонская система стала жизненно необходимой по нескольким главным причинам:

  • исчезает понятие постепенного карьерного роста – всё меньше профессионалов хотят подолгу засиживаться на одном месте, чтобы дождаться возможного повышения по службе;
  • профессиональный труд начинает переходить во власть творческой или информационной составляющей;
  • рабочая сила перестаёт быть стандартизированной;
  • из обычного труда вытесняется обычная материальная составляющая, на смену которой приходит слишком развитый интеллект;
  • возрастает динамика профессиональной составляющей;
  • привычные для всех формы труда начинают утрачивать свою идентификацию;
  • на первом плане появляются непродолжительные и сомнительные проекты, для решения которых больше подходит коллектив со временным статусом необходимости, чем стабильный и отлаженный в работе штат специалистов;
  • утрачивается необходимость в получении профильного образования, направленного на чёткое владение единственной специальностью;
  • разрушается замкнутость трудовых каст, из-за чего появляются плавающие параметры специальностей;
  • на месте однотипности между условиями труда и взаимодействием внутри коллектива создаётся персонализация профессиональных задач.

Если обобщить поданную выше информацию, можно сказать, что неспешная смена подхода к оценке работы трудящихся, стала причиной необходимости внедрения нового образовательного простора, именуемого Болонской системой. Она нужна, чтобы перенаправить повышенное внимание общественности с формы и содержания системы обучения, на её результат.

Россия в системе БО

Обучение в ВУЗах России по Болонским принципам стало возможно за счёт присоединения государства к учебному движению в 2003 году. Тогда на очередном саммите представители РФ пообещали своим европейским коллегам реформировать постсоветскую систему обучения в ВУЗах, после чего страна сможет стать полноправным партнёром Болонского процесса. Для этого придётся разработать новую методику образования, совместимую с однотипными планами других европейских государств. Для этого необходимо кардинально модернизировать нынешние университетские или институтские структуры, нормативные и документальны базы, а также саму преподавательскую деятельность.

Через 12 месяцев после такого обещания, министерство образования разработало и даже законно одобрило документ относительно главных векторов развития процесса обучения в России. Тогда же принято решение реализовать главные положения БО:

  • создание НКР;
  • составление перечня всех существующих преподавательских программ;
  • сопоставление этих программ с рамочными планами, принятыми в стенах европейских ВУЗов;
  • создание совершенно нового ПО согласно кредитно-модульному принципу;
  • внедрение двухуровневой системы обучения (бакалавр и магистр).

И сразу же «закипела» активная деятельность: определялись новые требования образовательных планов, утверждались государственные программы по подготовки высококлассных специалистов и разрабатывались необходимые условия для реализации подготовленных возможностей. Совсем скоро главной составляющей БСО в РФ стала необходимость участия владельцев крупных предприятий в организации подготовки кадров.

БСО в России: нынешнее время

Многих продолжает мучить вопрос о том, состоится ли долгожданный переход на Болонскую систему высшего образования в 2017 году.
Следует упомянуть, что с тех пор, когда правительство РФ решилось последовать всеобщему желанию к более престижному и качественному обучению, некоторые изменения всё же произошли. К примеру, Министерство образования и науки РФ ввело обязательный минимум дисциплин и методик, нарушение которого оказалось строго запрещено. Новый стандарт контролирует содержание и объем всех подаваемые студентам предметов. Конечно же, подобных нововведений недостойно для полноценного перехода на БСО.

В дальнейшем Россию ожидает очередная волна стандартизации, необходимой для расширения ВУЗовской свободы. Теперь ФГОС предоставляет лишь половину предметов для обучения на бакалавра и не больше 30% информации для получения степени магистра. Согласно с БС, следует определить лишь минимальный набор социально-экономических и гуманитарных дисциплин, чего и пытается достичь отечественная система образования. Прерогативой любого ВУЗа стало наполнение учебного плана вариативной частью дисциплин.

Осталось лишь добавить, что российская общественность не против стать частью новой системы обучения молодого поколения, но удастся ли чиновникам достигнуть подобного результата в 2017 году. Как знать…

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *